Создание круглых отверстий в 3DS Max

11 апреля 2013 / 5 комментариев

При моделировании очень часто бывает необходимо создать отверстия в 3д модели, в основе которых лежит круг или овал. Как делаются подобного рода отверстия при помощи булевых операций мы рассматривать не будем (применение таких операций крайне портит сетку модели и приводит к катастрофе при текстурировании...), а подробно рассмотрим, как создать круглые отверстия на поверхности при помощи команд полигонального моделирования.

Сразу отмечу некоторые моменты:
— урок расчитан на начинающих-продолжающих пользователей, которые ощутили тяжесть негативных последствий булевых операций.
— пример был реализован в 5 версии 3D Studio Max, поэтому с наличием тех или иных кнопок проблем быть не должно.
— задняя сетка в окнах проекции отключена клавишей G (для удобства работы).
— габаритный контейнер вокруг объекта также отключен, клавиша — J (также для удобства работы).
— для отображения граней (edges) на поверхности модели используйте клавишу F4.

1. Создаем объект Plane с одним сегментом по длине и ширине: Объект Plane Создание круглых отверстий в 3DS Max

2. Конвертируем Plane в Editable Poly, переключаемся на уровень граней (Edges) и выделяем две грани, как показано на рисунке:

Выделение граней (Edges)

Нам необходимо добавить дополнительные грани по одной с каждой стороны, их пересечение создаст центр нашего полигона. Для создания новых граней используем команду Connect.

Команда Connect

Количество новых сегментов (граней) — 1

Connect Edge Segments

Выделение противоположных граней

Далее выделяем грани с противоположной стороны, их уже 3, и снова Connect.

Создание дополнительных граней

Результат должен получится таким:

Грани образовали центр модели

3. Далее аналогичным способом нам нужно добавить ещё по одной грани с каждой стороны. Теперь после добавления центральных граней с каждой стороны полигона у нас по 2 грани.

Выделение граней командой Ring

Выделяем первую и нажимаем команду Ring, чтобы выделить "кольцо" граней.

Команда Ring

Выделение граней модели

После выделяем соседнюю и снова Ring.

Добавление дополнительных граней

После выделения граней применяем Connect. Создание круглых отверстий в 3DS Max Далее выделяем противоположные грани, пользуясь командой Ring. Создание круглых отверстий в 3DS Max
И при помощи Connect с одним сегментом создаем 2 новых грани. Создание круглых отверстий в 3DS Max Результат. Конечно, можно было бы сразу создать Plane с 4-мя сегментами по длине и ширине, но нам важно научиться использовать все команды полигонального моделирования, да и предугадать сколько сегментов может понадобится очень сложно, поэтому в полигональном моделировании часто бывает лучше добавить, чем удалить... Создание круглых отверстий в 3DS Max
4. Теперь передвинем созданные грани к крайним. Выделим первую грань и нажмем команду Loop.

Выделение граней командой Loop

Команда Loop

При помощи этой команды мы получим выделение всей петли граней. После этого переместим грани как показано на рисунке.

Перемещение выбранных граней

Аналогичным способом поступим и с другими сторонами полигона. Создание круглых отверстий в 3DS Max
В результате должно получиться вот так. Для чего мы это делали? Для того, чтобы при сглаживании модели края основания держали форму прямоугольника а не сглаживались в овал. Чем ближе друг к другу расположены грани, тем острее (грубее) угол при сглаживании. Создание круглых отверстий в 3DS Max
5. Теперь нужно создать контур, по которому мы будем создавать на поверхности круглое отверстие. Для этого создадим сплайн Circle (окружность) с настройками Sides: 8, Steps: 1

Параметры сплайна Окружность (Circle)

Для точности построения включим трехмерную привязку.

Трехмерная привязка

Щелкаем правой кнопкой мыши и устанавливаем привязку к вершинам (Vertex).

Привязка к вершинам (Vertex)

От центра строим окружность.

Построение сплайна Окружность

Теперь переходим к редактированию нашего объекта. В режиме Polygon выбираем команду Cut и разрезаем объект по точкам созданной окружности. Создание круглых отверстий в 3DS Max

Режим Polygon

Команда Cut

Получается такой результат.

Применение команды Cut

Выделяем указанные грани и удаляем их,

Удаление граней

выбрав команду Remove.

Команда Remove

Модель принимает такой вид. Контур для создания круглого отверстия сделан. Создание круглых отверстий в 3DS Max
6. Выделяем полигоны внутри контура

Выделение полигонов

и применяем к ним команду Insert, которая позволяет добавить набор полигонов на основе выделенных.

Команда Inset

Применяем команду Insert с небольшим расстоянием.

Параметры Inset Polygons

Дополнительные полигоны необходимы также для корректного сглаживания модели, чтобы в этом месте был достаточно острый угол. Создание круглых отверстий в 3DS Max Не сбрасывая выделения полигонов, выполняем выдавливание отверстия командой Extrude.

Команда Extrude

Величина Extrude Height (Высота Выдавливания) в данном случае будет отрицательной, поскольку мы создаем углубление. Нажимаем кнопку Apply.

Параметры Extrude Polygons

В окне перспективы Extrude выглядит так: Создание круглых отверстий в 3DS Max Далее уменьшаем величину Extrude Height так, чтобы грани новых полигонов располагались близко к только что созданным и завершаем командой ОК. Создание круглых отверстий в 3DS Max Дополнительные полигоны необходимы для дальнейшего сглаживания. Создание круглых отверстий в 3DS Max
7. Теперь к модели применяем модификатор MeshSmooth со значением Iterations:2, выключив перед этим режим Polygons.

Модификатор MeshSmooth

Параметры Subdivision Amount

Модификатор сгладит модель.

Результат создания круглого отверстия

Рендер конечного результата. Глубина отверстия индивидуальна и задается на этапе применения команды Extrude. Создание круглых отверстий в 3DS Max
8. Если необходимо открытое отверстие, то после п.5 выделяем полигоны и удаляем клавишей Delete.

Удаление полигонов

Далее сглаживаем модель модификатором MeshSmooth или TurboSmooth. Создание круглых отверстий в 3DS Max Создание круглых отверстий в 3DS Max На этом все! Удачного моделинга.


5 комментариев

  1. Дмитрий

    31 июля 2013
    /

    хех ) сроду не резал по сплайнам )) за статью спасибо ) сильно выручила )

  2. женя

    20 августа 2013
    /

    а на круглых поверхностях как делать отверстие? после сглаживания цилиндра края подымаются(((

  3. z140.ru

    23 августа 2013
    /

    Чтобы ответить на ваш вопрос необходимо видеть картинку того, что вы описываете.
    Пришлите то, что происходит после сглаживания.

  4. женя

    1 сентября 2013
    /

    если в цилиндре 16 сегментов то при удалении одного полигона , после сглаживания получается задирание краев бордюра , сглаживание вогруг дырки тянет! а если сделать плотный цилиндр то тогда полигоны маленькие а мне нужна большая дырка покрывающая 4 полигона и даже больше

  5. z140.ru

    1 сентября 2013
    /

    Пришлите пожалуйста изображение модели до и после сглаживания с отображением ребер (выделить модель и нажать F4) на адрес: z140.ru@bk.ru

* - обязательные поля

Добавить комментарий